УАЗ-3160 милиции

2001 - 2010

УАЗ-3160



На протяжении долгого времени органами МВД самого разного уровня использовались автомобили марки УАЗ. Основное количество моделей УАЗов начали свою "жизнь" еще до развала Советского Союза. Как известно, в те времена большое внимание уделялось техническим характеристикам автомобиля, так как все УАЗы использовались для военных нужд и для нужд МВД. С другой стороны об удобстве экипажа авто не заботился никто, УАЗы были ориентированы на спартанскую жизнь Советского солдата.

Для нужд милиции этот оперативно-служебный автомобиль получил обозачение УАЗ-3160-УМ (-АП, -АДЧ), год выпуска – 2002.

Создан на базе полноприводного легкового автомобиля УАЗ-3160. Неофициально может называться «УАЗ-3160-УМ (-АП, -АДЧ)», но в официальном обозначении спецавтомобиля отсутствует слово «УАЗ», т.к. создан он не на заводе «УАЗ», а разработан в Государственном учреждении НПО «Спецтехника и связь» МВД России (ГУ НПО «СТиС» МВД России). Да, с 2001 года ГУНПО«СТиС» МВД России не использует в обозначениях спецавтомобилей названия заводов-изготовителей базовых автомобилей; не помню, как это точно сформулировать на юридическом языке, но, по сути, речь идет о недопустимости использования в обозначениях «чужой» марки.

Спецавтомобиль предназначался для патрулирования сотрудниками строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции (ППСМ) по охране общественного порядка (исполнение АП) и выезда оперативных групп дежурных частей ОВД на места происшествий (исполнение АДЧ). Исполнения различаются между собой составом возимого спецоборудования.

Спецавтомобиль УАЗ-3160-УМ разрабатывался в качестве замены спецавтомобилей семейства УАЗ-31512, -31514, т.к. последние считались морально устаревшими: жесткая подвеска, отсутствие гидроусилителя рулевого управления. Эти недостатки были устранены на новом базовом автомобиле УАЗ-3160. Кроме того, последний оснащен двигателем большей мощности, рулевой колонкой с изменяемым углом наклона, более высоким уровнем комфорта в салоне. Кроме того, в подразделениях органов внутренних дел в больших количествах эксплуатировались (и продолжают эксплуатироваться) 7-местные автомобили УАЗ-31514 в базовом исполнении, без отсека для перевозки задержанных, что не обеспечивает надежности их охраны.

Салон автомобиля разделен металлической перегородкой на рабочий салон (5 мест) и отсек для задержанных (2 места, в задней части автомобиля) – "классическая милицейская компоновка 5+2". В перегородке имеется окно с решеткой для наблюдения за задержанными. Боковые стекла заднего отсека (отсека для задержанных) заменены металлическим листом. Задняя дверь кузова (вход в отсек для задержанных) доработана: демонтированы внутренние ручки, штатная внутренняя обшивка заменена металлическим листом, на окно с внутренней стороны установлена металлическая решетка, установлен дополнительный замок, предусмотрена электромеханическая блокировка штатного замка с управлением с места водителя. Под задним трехместным сиденьем рабочего салона оборудован отсек для спецобрудования с откидной дверцей.

Спецавтомобиль оснащен: аппаратурой для дистанционного доступа в компьютерные базы данных ОВД, комплектом бортового оборудования навигационной системы ГЛОНАСС с возможностью определения местоположения спецавтомобиля на электронной карте дежурной части, системой пожаротушения моторного отсека, другим спецоборудованием.

Параллельно был разработан спецавтомобиль «3160-УУМ», который в металле был изготовлен ещё раньше, в 2001 году. Создан так же на базе автомобиля УАЗ-3160, соответственно, неофициально может называться УАЗ-3160-УУМ, УАЗ-УУМ. Предназначен для обеспечения деятельности участковых уполномоченных милиции (УУМ) в сельской местности.

Салон базового автомобиля разделен металлической перегородкой с зарешеченным окном на рабочий салон (5 мест) и отсек для задержанных (2 места, в задней части автомобиля). Под задним трехместным сиденьем рабочего салона оборудован отсек для спецобрудования с откидной дверцей.

Но, в отличие от спецавтомобиля 3160-УМ отсек для задержанных – меньшего размера, между ним и левым бортом кузова оборудован двухсекционный шкаф для спецоборудования с доступом с задней стороны (в нижнюю секцию) и из рабочего салона (в верхнюю секцию). Недостатком такой компоновки является то, что для доступа в нижнюю секцию шкафа надо открыть отсек для задержанных. Задняя дверь кузова (вход в отсек для задержанных) доработана аналогично 3160-УМ, но задние боковые стекла кузова не демонтировались, а затонированы и изнутри защищены решеткой.

Так же, отличается от 3160-УМ возимым спецоборудованием: УАЗ-УУМ комплектуется спецоборудованием и для обеспечения охраны общественного порядка, и безопасности дорожного движения, и для работы на местах преступлений и ДТП, и для оказания первой помощи пострадавшим, досмотровым оборудованием, а так же 23-мм карабином КС-23 для отстрела «нелетальных» боеприпасов. Ведь сельский участковый, по сути, является и постовым, и инспектором ГИБДД, и оперативником, и дознавателем, и даже криминалистом и спасателем в одном лице.

Аналогично 3160-УМ, спецавтомобиль 3160-УУМ оснащен аппаратурой для дистанционного доступа в компьютерные базы данных ОВД, комплектом бортового оборудования навигационной системы ГЛОНАСС с возможностью определения местоположения спецавтомобиля на электронной карте дежурной части, системой пожаротушения моторного отсека.


Фотографии служебных автомобилей УАЗ-3160:


















Вид внутри салона милицеского УАЗ-3160: