СМП-1 и СМП-2 "Тигр" милиции

2001 - 2010

СПМ-1 (ГАЗ-233034) и СПМ-2 (ГАЗ-233036) "Тигр"



В 1990-е годы в качестве бронированных машин подразделений ОВД и ВВ МВД России в «горячих точках» и не только там использовались обычные бронетранспортёры БТР-70, БТР-80 и разведывательно-дозорные бронемашины БРДМ-2. Но при хорошем бронировании, мощном вооружении и высокой проходимости, они дорого стоят, сложные по устройству, что затрудняет их обслуживание и ремонт; их десантные отделения тесные и маловместительные; они имеют недостаточную маневренность и плохой обзор, по габаритной ширине не вписываются в разрешенный ПДД размер 2,5 м, поэтому не могут свободно двигаться по автомобильным дорогам общего пользования, особенно в условиях местности, не объявленной на военном положении.

До середины 2000-х годов в силовых структурах России не было универсальной машины со свойствами бронеавтомобиля и транспортной машины, сочетающей габариты и вместимость большого легкового автомобиля или микроавтобуса, тягово-динамические качества и проходимость грузового автомобиля повышенной проходимости и защиту бронетранспортера. Прототипом такой машины можно считать американский военный автомобиль "Хаммер", впервые появившийся в сообщениях СМИ в репортажах с войны в Персидском заливе в январе-феврале 1991 года. В России до конца 1990-х годов машины такого типа не было ни в военном, ни в гражданском секторе.

Появилась она на Горьковском автозаводе в 1997 году. Это было многоцелевое транспортное средство повышенной проходимости ГАЗ-2330 "Тигр". Его характеристики: колёсная формула 4х4, максимальное число мест 10, двигатель Cummins, дизельный, цилиндров 6 в ряд, мощность 215 л.с., максимальная скорость 125 км/ч. Имеется система регулирования давления воздуха в шинах и гидроусилитель рулевого управления, мосты и подвеска (независимая торсионная) – уменьшенные аналоги агрегатов БТР-80.

Первоначально "Тигр" был разработан в качестве многоцелевой армейской машины по заказу военного ведомства Объединенных Арабских Эмиратов, где с некоторыми доработками сейчас производится под обозначением NIMRкомпанией BinJabrGroup

"Тигр" и послужил базой для создания бронированных спецавтомобилей для подразделений МВД России, получивших новое обозначение типа-назначения «специальных полицейских машин» - СПМ. Да, полицейские машины в современной России появились за несколько лет до самой новой российской полиции. Работа по их созданию проводилась НПО "Спецтехника и связь" (НПО "СТиС") МВД России совместно заводом "ГАЗ".

Были разработаны два варианта бронемамашин, отличающиеся классом бронирования кузова: СПМ-1 (он же ГАЗ-233034, бронирование по 3 классу по ГОСТР) и СПМ-2 (он же ГАЗ-233036, бронирование по 5 классу). В 2005 году на «ГАЗе» были изготовлены их первые опытные образцы.

Предназначены СПМ для использования в качестве транспортного средства и оперативно-служебной машины МВД России при проведении контртеррористических операций и пресечении массовых беспорядков.

В отличие от базового автомобиля ГАЗ-2330 "Тигр", СПМ-1,имеют монолитный бронированный кузов. В крыше кузова оборудованы люки для стрельбы и эвакуации: на СПМ-1 – один, на СПМ-2 – два.

Машины первых выпусков имели лобовые окна с резиновым уплотнением, открывающиеся боковые окна и окна задних дверей. В бортах корпуса имелись бойницы по 2 на сторону, хотя была серия СПМ-2 без бойниц.

Машины поздних выпусков (с 2007 года) имеют лобовые окна с усиливающей металлической окантовкой. На СПМ-1 боковые окна и окна задних дверей открываются аналогично машинам ранних выпусков, бойниц нет. На СПМ-2 окна не отрываются, бойницы оборудованы в боковых окнах и окнах задних дверей, непосредственно в самих окнах.

Характеристики СПМ-1 (ГАЗ-233034) и СПМ-2 (ГАЗ-233036): количество мест 9, габаритные размеры 5700х2200х2250 мм, максимальная скорость 120км/ч; полная масса: СПМ-1 – 7200 кг, СПМ-2 – 7500 кг. Машины приняты на вооружение подразделений МВД России в 2007 году.

Фотографии бронеавтомобилей милиции СПМ-1 на базе авттомобиля "Тигр":







Бронеавтомобили СМП-2 "Тигр":













СМП-1 (слева) и СМП-2 (справа):