1991 - 1995
"Лавина-М"
Изготовлен на базе шасси БАЗ-6953. От АВС-40 “Лавины” отличается наличием бульдозерного отвала с гидроприводом (для разрушения завалов и баррикад) и гранатометов для отстрела боеприпасов нелетального воздействия (светозвуковых гранат и гранат со слезоточивым газом) на крыше кабины и по периметру кузова.
В 1993-1994 гг. было изготовлено порядка 30 спецавтомобилей “Лавина” и “Лавина-М”, большинство – на укороченных шасси БАЗ-6953. Точных данных, сколько именно было выпущено “Лавин”, сколько “Лавин-М”, неизвестно.
По имеющимся данным, в реальных “боях” они участия не принимали, во второй половине 1990-х вообще стояли почти без движения и к началу 2000-х в большинстве своём вообще пришли в негодность. После этого часть машин прошла на ДОЭЗ капитальный ремонт, одна “Лавина” (кстати, вместе с одним польским АВС “Гидромиль-2”) выходила на улицы Москвы в конце октября 2001 года во время демонстраций антиглобалистов. В марте 2005-го одна “Лавина-М” приняла участие в показательных учениях ОМОН и ВВ на полигоне Отдельной дивизии оперативного назначения (ОДОН) ВВ (бывшая дивизия им. Дзержинского), на которых присутствовали руководители МВД России, но в это время уже полным ходом шло изготовление АВС нового поколения “Лавина-Ураган”.
Основным недостатком АВС “Лавина” и “Лавина-М” было то, что они не вписывались в разрешенный ПДД габарит по ширине 2,5 м и соответственно, не являлись полноправными участниками дорожного движения – не могли свободно передвигаться по дорогам общего пользования без сопровождения машинами ДПС.
Кроме того, в связи с тем, что они были созданы на базе специальных военных машин, имелись трудности в их обслуживании и ремонте.
Фотографии спецавтомобиля "Лавина-М":